Деловые переговоры – это обсуждения с целью заключения соглашения, выработки стратегии, общей линии поведения или, хотя бы, с целью выяснения позиции сторон.
Любые переговоры имеют свои особенности, зависящие от сферы деятельности, значимости обсуждаемых вопросов, от целей, которые ставят перед собой участники. Однако можно отметить и много общего, присущего всем видам переговоров, т.е. выделить основные правила ведения деловых переговоров.
1.Стратегическая установка.
По стратегической установке все деловые переговоры можно разделить на конфронтационные и партнерские. В первом случае предполагается противостояние сторон, стремление склонить противника к невыгодным для него решениям, полное его подавление. Партнерская установка направлена на выработку взаимовыгодных решений, то есть наиболее приемлемых для той и другой стороны в данной ситуации. «При правильном ведении переговоров побеждает каждый участник… выигрывают все», – формулирует свою главную идею известный американский специалист по ведению переговоров Джеральд Ниренберг. Такой подход является самым продуктивным.
2.Подготовительный период.
Хорошая подготовка к переговорам – залог их успешного проведения. Отработать необходимо как организационную, так и содержательную стороны переговоров. Определить место и время их проведения, оборудовать помещение, составить программу, решить, кто примет в них участие, кто возглавит вашу команду. Однако особое внимание должно быть уделено содержанию предстоящей встречи. Необходимо досконально проанализировать проблему, изучить состояние дел, сформулировать цели и задачи переговоров, выработать общую позицию команды, подобрать убедительные аргументы, найти возможные варианты решения, подготовить предложения и составить проекты документов. Эти домашние заготовки позволят добиться большей четкости и точности высказываний при обсуждении.
Для успешных переговоров необходимо собрать как можно больше информации не только о предмете обсуждения, но и о людях, участвующих в переговорах. Целесообразно поинтересоваться прошлым оппонента, навести справки о его настоящей деятельности, успехах и неудачах, личных вкусах и слабостях, выяснить, что является важным для партнера по переговорам, каковы его ценностные ориентиры, жизненные цели.
Компетентность в обсуждаемых вопросах, достоверная и объективная информация помогут добиться нужных результатов.
3. Основные структурные элементы переговоров.
- приветствие и представление сторон друг другу;
- изложение проблем и цели переговоров;
- диалог участников (обсуждение, уточнение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов);
- подведение итогов и принятие решений;
- завершение переговоров.
В ходе диалога главное заключается в том, чтобы соблюсти баланс интересов сторон.
Решения, принимаемые в результате переговоров, чаще всего бывает трех типов:
- компромиссное – на основе взаимных уступок;
- ассиметричное, когда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой;
- принципиально новое решение, т.е. снятие основных противоречий.
4.Тактические приемы, используемые в процессе ведения переговоров.
Уход, когда предлагается отложить рассмотрение вопроса, перенести его на другое время, чтобы подтолкнуть оппонента к принятию нужного решения.
Затяжка. Одна из сторон по различным соображениям пытается затянуть переговоры.
Выжидание. Участники переговоров стараются выслушать все аргументы оппонентов, а затем уже сформулировать собственную позицию.
Выражение согласия. Оппонент стремится подчеркнуть свое согласие с уже выраженным мнением партнера по переговорам.
Выражение несогласия. Оппонент дистанцируется от мнения партнера.
Выражение частичного согласия. Когда вначале выражается согласие, а затем высказывается своя не совпадающая с мнением оппонента точка зрения (по принципу: «да, но…»).
Пакетирование. Несколько вопросов предлагается рассматривать в виде «пакета», куда включены предложения, с которыми оппонент согласен и те, что вызывают у него возражения, т.е. обсуждаются сразу комплекс вопросов. Чаще всего такие «пакеты» используются в рамках торга. Пакет может представлять собой и размен уступок оппонентов друг другу при совместном решении проблемы.
Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Более легкие вопросы рекомендуется обсудить в начале переговоров.
Возражение партнеру. Указание на слабые стороны позиции оппонента: недостаточность полномочий, противоречивость высказываний и требований, отсутствие альтернативных вариантов, его нервозность, возбужденное состояние и др.
Выдвижение требований в последнюю минуту. Когда все вопросы уже решены, один из участников переговоров выдвигает новые требования. Если другая сторона стремится сохранить достигнутое, то она может пойти на уступки.
Оптимистическое завершение. В конце переговоров вопросы ставятся таким образом, чтобы партнер обязательно ответил «да». Это при любом раскладе создает впечатление благоприятного завершения переговоров.
Конечно, приведенные правила ведения деловых переговоров — это всего лишь набор наиболее часто возникающих при переговорах ситуаций. Любые конкретные переговоры могут значительно от них отклоняться.
Очень правильная статья. Единственное, что хочется добавить это то, что нужно стараться уходить от конфронтационных переговоров и по максимуму стараться перевести их в партнерские. Спасибо за полезную и интересную информацию.
Вот как полезно разложить все по полочкам, теперь надо тренироваться и получать свое в любых переговорах!
Посетила Ваш интересный сайт, но не поняла, где можно оставить комментарий. Очень понравилась статья про тыквы.
Ведение деловых переговоров – целое искусство.
Очень интересная информация. Мне, как начинающему фотографу, полезно знать, как говорить с людьми. Спасибо