Правила ведения деловых переговоров

правила ведения деловых переговоровДеловые переговоры – это обсуждения с целью заключения соглашения, выработки стратегии, общей линии поведения или, хотя бы, с целью выяснения позиции сторон.

Любые переговоры имеют свои особенности, зависящие от сферы деятельности, значимости обсуждаемых вопросов, от целей, которые ставят перед собой участники. Однако можно отметить и много общего, присущего всем видам переговоров, т.е. выделить основные правила ведения деловых переговоров.

1.Стратегическая установка.

По стратегической установке все деловые переговоры можно разделить на конфронтационные и партнерские. В первом случае предполагается противостояние сторон, стремление склонить противника к невыгодным для него решениям, полное его подавление. Партнерская установка направлена на выработку взаимовыгодных решений, то есть наиболее приемлемых для той и другой стороны в данной ситуации. «При правильном ведении переговоров побеждает каждый участник… выигрывают все», – формулирует свою главную идею известный американский специалист по ведению переговоров Джеральд Ниренберг. Такой подход является самым продуктивным.

2.Подготовительный период.

Хорошая подготовка к переговорам – залог их успешного проведения. Отработать необходимо как организационную, так и содержательную стороны переговоров. Определить место и время их проведения, оборудовать помещение, составить программу, решить, кто примет в них участие, кто возглавит вашу команду. Однако особое внимание должно быть уделено содержанию предстоящей встречи. Необходимо досконально проанализировать проблему, изучить состояние дел, сформулировать цели и задачи переговоров, выработать общую позицию команды, подобрать убедительные аргументы, найти возможные варианты решения, подготовить предложения и составить проекты документов. Эти домашние заготовки позволят добиться большей четкости и точности высказываний при обсуждении.

Для успешных переговоров необходимо собрать как можно больше информации не только о предмете обсуждения, но и о людях, участвующих в переговорах. Целесообразно поинтересоваться прошлым оппонента, навести справки о его настоящей деятельности, успехах и неудачах, личных вкусах и слабостях, выяснить, что является важным для партнера по переговорам, каковы его ценностные ориентиры, жизненные цели.

Компетентность в обсуждаемых вопросах, достоверная и объективная информация помогут добиться нужных результатов.

3. Основные структурные элементы переговоров.

  • приветствие и представление сторон друг другу;
  • изложение проблем и цели переговоров;
  • диалог участников (обсуждение, уточнение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов);
  • подведение итогов и принятие решений;
  • завершение переговоров.

В ходе диалога главное заключается в том, чтобы соблюсти баланс интересов сторон.

Решения, принимаемые в результате переговоров, чаще всего бывает трех типов:

  • компромиссное – на основе взаимных уступок;
  • ассиметричное, когда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой;
  • принципиально новое решение, т.е. снятие основных противоречий.

4.Тактические приемы, используемые в процессе ведения переговоров.

Уход, когда предлагается отложить рассмотрение вопроса, перенести его на другое время, чтобы подтолкнуть оппонента к принятию нужного решения.

Затяжка. Одна из сторон по различным соображениям пытается затянуть переговоры.

Выжидание. Участники переговоров стараются выслушать все аргументы оппонентов, а затем уже сформулировать собственную позицию.

Выражение согласия. Оппонент стремится подчеркнуть свое согласие с уже выраженным мнением партнера по переговорам.

Выражение несогласия. Оппонент дистанцируется от мнения партнера.

Выражение частичного согласия. Когда вначале выражается согласие, а затем высказывается своя не совпадающая с мнением оппонента точка зрения (по принципу: «да, но…»).

Пакетирование. Несколько вопросов предлагается рассматривать в виде «пакета», куда включены предложения, с которыми оппонент согласен и те, что вызывают у него возражения, т.е. обсуждаются сразу комплекс вопросов. Чаще всего такие «пакеты» используются в рамках торга. Пакет может представлять собой и размен уступок оппонентов друг другу при совместном решении проблемы.

Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Более легкие вопросы рекомендуется обсудить в начале переговоров.

Возражение партнеру. Указание на слабые стороны позиции оппонента: недостаточность полномочий, противоречивость высказываний и требований, отсутствие альтернативных вариантов, его нервозность, возбужденное состояние и др.

Выдвижение требований в последнюю минуту. Когда все вопросы уже решены, один из участников переговоров выдвигает новые требования. Если другая сторона стремится сохранить достигнутое, то она может пойти на уступки.

Оптимистическое завершение. В конце переговоров вопросы ставятся таким образом, чтобы партнер обязательно ответил «да». Это при любом раскладе создает впечатление благоприятного завершения переговоров.

Конечно, приведенные правила ведения деловых переговоров — это всего лишь набор наиболее часто возникающих при переговорах ситуаций. Любые конкретные переговоры могут значительно от них отклоняться.

На Главную

 

Комментарии к записи " Правила ведения деловых переговоров"

Посмотреть последние комментарии
  1. Очень правильная статья. Единственное, что хочется добавить это то, что нужно стараться уходить от конфронтационных переговоров и по максимуму стараться перевести их в партнерские. Спасибо за полезную и интересную информацию.

  2. Вот как полезно разложить все по полочкам, теперь надо тренироваться и получать свое в любых переговорах!

    • Посетила Ваш интересный сайт, но не поняла, где можно оставить комментарий. Очень понравилась статья про тыквы.

  3. Ведение деловых переговоров – целое искусство.

  4. Очень интересная информация. Мне, как начинающему фотографу, полезно знать, как говорить с людьми. Спасибо

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Правила ведения деловых переговоров"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.